Каталог статей
Воздействие цвета на психику человека
Теория цвета
Воздействие цвета на психику человека
Основные характеристики цвета
Излучение солнца с длиной волны в пределах от 400 до 700 мм - видимые световые излучения. Существует два вида цветных поверхностей по виду отражения: • ахроматические – белые, серые, черные – отражают все видимые излучения • хроматические – отражают лишь некоторые видимые излучения. Отраженные излучения, попадая в глаз, позволяют Вам оценить разницу не только в количестве излучения, но и в качестве - зеленый, красный и др. А количество отраженного света определяет его яркость, зависит от освещения и от способности поверхности отражать свет. Качество попадающего в глаз отраженного хроматического излучения называется цветностью и характеризуется цветовым тоном и чистотой цвета. Цветовой тон – основная характеристика цвета. Некоторые пары хроматических цветов при смешении дают ахроматический. Это взаимодополняющие цвета. Например: красный + фиолетовый. Чистыми – не имеющего ахроматического цвета – называются цвета солнечного света. Чистота других цветов определяется процентным содержанием. Физическая характеристика цвета по чистоте соответствует психофизиологическому понятию насыщенности цвета. Насыщенность уменьшается с добавлением серого.
Цветовые гармонии
Теплые тона – красные, оранжевые, желтые, пурпурно-красные. Холодные тона – фиолетовые, голубые, синие, пурпурно-фиолетовые. Эти группы действуют на физиологические функции и психику противоположно. Теплые - возбуждают мышечную работоспособность, понижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур. Холодные – наоборот – повышают слуховую чувствительность, облегчают перенесение высоких температур и снижают мышечную работоспособность Но (!) длительное восприятие одного цвета или группы цветов приводит к цветовому утомлению, и действия цветов сменяются на противоположное. Наименее утомляющим являются желто-зеленые и светлые ахроматические цвета, которые означают оптимистичность. Все цветовые гармонии могут быть разделены на 2 группы: 1. Контрастные гармонии 2. Гармонии близких цветов Цветовая гармония – это равновесие цветовых сил.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ по ГЕТЕ Красный
Оранжевый Фиолетовый
Желтый Синий
Зеленый
Противоположные цвета (контрастные) в цветовом круге Гете (см. картинку) гармоничны. Соседние – дисгармоничны. Расположенные по отношению друг к другу через цвет – «характерные пары»: красный - желтый, синий - красный. Контрастные гармонии, например, фиолетовый – желтый, различаются по тону, светлоте, насыщенности и площади. В нюансных гармониях цвета подчиняются одному главному. Например: оттенки коричневого – от кофе с молоком до кирпичного. Например, интенсивность окрашивания нарастает. Или один и тот цвет – меняется только яркость или насыщенность. При контрастных цветах остальные противопоставляются главному, а в нюансных цветах - подчиняются ему. Например, при доминирующем красном, зеленый в его окружении приобретает зрительно желтоватый оттенок, синий стремится к пурпурному, желтый - к оранжевому Для достижения гармонии при окрашивании разными цветами, должен быть доминирующий, цвет. Доминирующая роль цвета определяется либо его площадью, либо насыщенностью, либо яркостью, либо расположенностью. Например: в сочетании «синий-желтый» - доминирует желтый, а в сочетании «оранжевый-красный» доминант нет, они равновесны.
Классификация цветов по психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие теплые цвета . Способствуют возбуждению и действующие как раздражители:
Красный – волевой, жизнеутверждающий Кармин – повелевающий, требующий Киноварь – подавляющий Оранжевый – теплый, уютный Желтый – контактирующий, лучезарный
2. Холодные цвета приглушают раздражение:
Фиолетовый - углубленный, тяжелый Синий – подчеркивает дистанцию Светло-синий - уводит в пространство, направляет Сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость
3. Пастельные цвета – приглушающие, чистые:
Розовый - нежный, производит впечатление некоторой таинственности Лиловый – замкнутый, изолированный Пастельно-зеленый – ласковый, мягкий Серовато-голубой – сдержанный.
4. Статические цвета – способны уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
Чисто зеленый - требовательный, освежающий Оливковый – успокаивающий, смягчающий Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий Пурпурный – изысканный, претензионный
5. Цвета глухих тонов:
Серые – не вызывают раздражения Белые– гасят раздражение Черный – помогает сосредоточиться
6. Темные теплые тона :
Коричневые – стабилизируют раздражение, действуют вяло, инертно Охра – смягчает раздражение Коричневый-землистый – стабилизирующий Темно-коричневый – смягчает возбудимость
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
Темно-серые Черно-синие Темно – зелено-синие
Цветовые пары и их воздействие на человека
«Желтый – синий» – ощущение подвижности (обратите внимание на оформление некоторых передач, показываемых телевидением), сильная напряженность, требует уравновешивания. «Красный – зеленый» – мерцание, беспокойство, импульсивность «Красный – желтый» - в их сумме проявляется жизнестойкость «Оранжевый – синий»– впечатляющий, интенсивная пара Пурпурный цвет листьев : «пурпур – зеленый» – ощущение жизнеутверждения «Фиолетовый - лимонно-желтый» – подчеркивает тяжесть и легкость в сочетании
Неполярные цвета
Желто-красный – лучезарность, теплота «Золотой – красный» – роскошь, теплота Оранжево-красный – кричащий Желто-пурпурный – диссонанс, неблагополучие, подвижность «Золотой – пурпурный» – мощь, достоинство, праздник «Красный – пурпурный» - диссонанс «Желтый – цвет зеленого листа» – веселье, радость «Желтый – оливковый» – диссонанс «Желто-оранжевый – цвет липового листа» – умеренно возбуждающие «Оранжево-красный – зеленый» - импульсивный Оранжево–фиолетовый – оглушение, опьянение «Красный – синий» – динамика отталкивания, невосприятие, волнение «Красный – ультрамариновый» – резкая сила «Оранжевый – ультрамарин» – претензионность «Синий – розовый» – робость, застенчивость Пастельно-зеленый – синий – пассивность, неясность Пастельно-зеленый – розовый – слабость, нежность, радушие Желто-зеленый – красновато-серый – диссонанс «Бежевый – красный» – легкий диссонанс «Бежевый – цвет липы» – успокаивающая теплота «Коричневый – зеленый (оливковый)» – заземленность «Темнокоричневый – синий» – бескомпромиссность «Темнокоричневый – охра»– жесткость, заземленность
«Зеленый – серый» – родственность, пассивность «Синий – серый» – нейтральность, холодность «Красный – черный» – подавленность, опасность Оранжево-черный – насилие Желто-черный – фиксация внимания «Синий – черный» – ночь Желто-белый – прояснение «Синий-белый» – чистота, холодность «Зеленый – белый» – чистота, ясность «Розовый – белый» – слабость Желто-зеленое – лучистость желтого и ощущение покоя зеленого дает ощущение жизнерадостности.
Таблица воздействия света в зависимости от его расположения относительно наблюдателя.
ЦВЕТ Воздействие цвета на человека вверху На боковых поверхностях внизу Оранжевый
Коричневый
Голубой
Желтый Концентрация внимания
Тяжелит
Впечатление легкости
Облегчает, веселит Согревает
Ощущение землистости
Охлаждает
Возбуждает Обжигает
Вселяет уверенность
Удобство для хождения
Приподнимает
Комбинация теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка – устраняет страх.
Нужно заметить, что эти выкладки предлагают Фримент и Ауэр в своей книге «Человек – цвет – пространство»
! Всегда нужно учитывать, что цвета составные производят иное впечатление, чем цвета их составляющие. Например: составной цвет из синего и зеленого не успокаивает, а вызывает беспокойство. Родственные цвета всегда действуют так, как каждый из цветов, взятых по отдельности Окраска имеет значение для восприятия пропорциональности: - холодные цвета – удаление от зрителя - теплые – выступают вперед Светлая поверхность на темном фоне кажется больше, чем темная на светлом. Если у Вас в интерьере есть глубокие «запады», то их можно окрасить в более светлый цвет, а выступающие – наоборот. Существует и другой эффект: цвета теплые как бы расширяют пространство, а холодные – сужают, а зеленый и желто-зеленый - не имеют зрительных изменений. Глянцевые и матовые красители могут повлиять на форму окрашенного предмета. Падающий под определенным углом луч, отражающийся под таким же углом показывает, что отражение зеркальное. С появлением неровностей на поверхности возникает диффузионное, то есть более «растекающееся», более рассеянное отражение. Если в материалах используется гипс, то поверхность матовая и отражает свет рассеянно. Неглазурированный фарфор, фаянс – также матовые поверхности. Матовая структура подчеркивает красоту цвета, она также не нарушает форму зрительно.Поэтому лепной потолок хорош в матовом или полуматовом исполнении. Матовость дает расплывчивость и нечеткость. Глянец, напротив, маскирует цвет и выявляет блики, которые и «рисуют» объем. Цвет может измениться при определенном освещении. При низком освещении холодные цвета кажутся более светлыми. Красный цвет буреет, а вот голубой не изменяется – возникает следующий эффект - происходит сдвиг цветовой чувствительности при малых уровнях освещенности в коротковолновую часть спектра.
Марина Калабухова
Источник: mdesign.ucoz.ru
|
Категория: О дизайне | Добавил: design-interier (20.04.2008)
|
Просмотров: 656
|
|
|
Наш опрос |
Вы хотели бы разместить рекламу на моём сайте?
Всего ответов: 24
|
|
|